Консультация для воспитателей «Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
Подготовила
старший воспитатель
МБДОУ д/с «Теремок»
Живогляд-Коваленко Е.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014г., ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребёнка дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса. Иными словами художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способствовать к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.
Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи художественно-эстетического воспитания в различных образовательных областях.
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Виды детской деятельности.
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности:
*в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
*для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в детском саду.
Возраст
|
Ведущая деятельность
|
Возрастосообразные формы музыкальной деятельности
|
Возрастосообразные формы изобразительной деятельности
|
Возрастосообразные формы восприятия художественной литературы и фольклора
|
1 – 3 года
|
Предметная, предметно-манипулятивная
|
Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.
Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).
Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.).
Музыкально-игровые приёмы ( звукоподражание).
Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
Музыкально-двигательные игры-импровизации.
Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)
|
Игровое экспериментирование с материалами.
Рассматривание предметов, игрушек, картин и иллюстраций к книгам.
Дидактические игры.
Рисование
Лепка
Аппликация из готовых форм
Конструирование из песка
|
Моделирование сказок
Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям
Прослушивание детьми литературных произведений
Театрализованная деятельность
Игры-потешки, игры-инсценировки
Выставка книг
|
3 – 5 лет
|
Игровая (сюжетно-ролевая игра)
|
Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра)
Музыкальные игры-фантазирования.
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия.
Музыкально-дидактические игры.
Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.
Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
Концерты-загадки.
Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.
|
Наблюдение
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
Создание коллекций
Украшение личных предметов
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
Самостоятельная изобразительная деятельность
|
Оформление уголка чтения.
Ситуативный разговор с детьми
Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная)
Продуктивная деятельность
Беседы о прочитанном
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
Использование различных видов театра
Продуктивная деятельность
Рассматривание иллюстраций
Выставка книг
|
5 – 7 лет
|
Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности.
|
Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
Музыкально-дидактические игры.
Компьютерные музыкальные игры.
Проектная деятельность.
Исследовательская (опытная) деятельность.
Театрализованная деятельность.
Хороводная игра.
Музыкальные игры-импровизации.
Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).
Клуб музыкальных интересов.
Коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
|
Занятия (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка)
Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
Экспериментирование
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
Тематические досуги
Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
Проектная деятельность
Создание коллекций
|
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Беседа
Игра
Самостоятельная деятельность в книжном уголке и театральном уголке (рассматривание, инсценировка)
Викторины по литературным произведениям
Театрализованная деятельность. Оформление уголка чтения.
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
Занятия по ознакомлению с биографией писателей.
Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений.
Создание детьми книг – самоделок (книжки – малышки).
Празднование именин произведения.
Оформление макетов по мотивам любимых сказок.
Конкурс книжек-малюток.
Посещение занятий в городской детской библиотеке.
Экскурсии в библиотеку
Сочинение собственных сказок, рассказов, стихов.
Выразительное чтение стихов.
Ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация
Проектная деятельность
|
|