Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выйти
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | ВходВерсия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "Теремок"

Меню сайта
для вас, родители
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для воспитателей «Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственно

Консультация для воспитателей «Содержание  образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта»

Подготовила

 старший воспитатель

МБДОУ д/с «Теремок»

Живогляд-Коваленко Е.В.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014г., ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка  в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребёнка  дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса. Иными словами художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способствовать к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.

Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического воспитания в различных  образовательных областях.

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Виды  детской деятельности.

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности:

*в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

*для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в детском саду.

Возраст

Ведущая деятельность

Возрастосообразные формы музыкальной деятельности

Возрастосообразные формы изобразительной деятельности

Возрастосообразные формы восприятия художественной литературы и фольклора

1 – 3 года

Предметная, предметно-манипулятивная

Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.

Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).

Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.).

Музыкально-игровые приёмы ( звукоподражание).

Музыкальные и музыкально-литературные загадки.

Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.

Музыкально-двигательные игры-импровизации.

Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)

 

Игровое экспериментирование с материалами.

Рассматривание предметов, игрушек, картин и иллюстраций к книгам.

Дидактические игры.

Рисование

Лепка

Аппликация из готовых форм

Конструирование из песка

 

Моделирование сказок

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям

Прослушивание детьми литературных произведений

Театрализованная деятельность

Игры-потешки, игры-инсценировки

Выставка книг

 

3 – 5 лет

Игровая (сюжетно-ролевая игра)

Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра)

Музыкальные игры-фантазирования.

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия.

Музыкально-дидактические игры.

Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.

Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.

Концерты-загадки.

Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.

Наблюдение

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

Создание коллекций

Украшение личных предметов

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

Самостоятельная изобразительная деятельность

Оформление уголка чтения.

Ситуативный разговор с детьми

Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная)

Продуктивная деятельность

Беседы о прочитанном

Сочинение загадок

Проблемная ситуация

Использование различных видов театра

Продуктивная деятельность

Рассматривание иллюстраций

Выставка книг

5 – 7 лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности.

Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.

Музыкально-дидактические игры.

Компьютерные музыкальные игры.

Проектная деятельность.

Исследовательская (опытная) деятельность.

Театрализованная деятельность.

Хороводная игра.

Музыкальные  игры-импровизации.

Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.

Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).

Клуб музыкальных интересов.

Коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений).

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

 

Занятия (рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр

Экспериментирование

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Тематические досуги

Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи

Проектная деятельность

Создание коллекций

Чтение

Обсуждение

Рассказ

Беседа

Игра

Самостоятельная деятельность в книжном уголке и театральном уголке (рассматривание, инсценировка)

Викторины по литературным произведениям

Театрализованная деятельность. Оформление уголка чтения.

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

Занятия по ознакомлению с  биографией писателей.

Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений.

Создание детьми книг – самоделок (книжки – малышки).

Празднование именин произведения.

Оформление макетов по мотивам любимых сказок.

Конкурс книжек-малюток.

Посещение занятий в городской детской библиотеке.

Экскурсии в библиотеку

Сочинение собственных сказок, рассказов, стихов.

Выразительное чтение стихов.

Ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация

Проектная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (30.04.2014)
Просмотров: 4742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
безопасность ДОО
Форма входа
Поиск
  
     
  
Полезные ссылки
 2    логотип         Официальный интернет-портал правовой информации   НЦПТИ   

Наш опрос
Рассказываете ли вы своему ребёнку о полезных свойствах продуктов?
 
Всего ответов: 2

Copyright MyCorp © 2024