Направление: социально-личностное
Тема: «Моя родословная»
Цель: развитие социальной компетенции через формирование нравственных и семейных ценностей дошкольников, расширение представлений о семье, уточнение понимания дошкольниками родственных связей.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких; раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «предки»; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями; расширять словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо)
Развивающие: развивать монологическую речь, умение сравнивать и проводить простые аналогии, формировать умение слушать своих товарищей
Воспитательные: воспитывать любовь, уважение к членам семьи, чувство долга и внимание к ближним.
Оборудование: схемы «Распредели обязанности» для каждого ребенка, схема генеалогического древа (на большом листе – для воспитателя, на маленьком – для каждого ребенка), фланелеграф, семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семей животных.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о семье, организация выставки «Моя семья»
Этапы образовательной деятельности
|
Содержание образовательной деятельности
|
Задачи этапа
|
Методические приемы
|
Организационный момент
|
На стене вывешены семейные фотографии детей. Подхожу с детьми к стене.
В.- Ребята, что это такое?
Д. – Это наша фотовыставка на тему «Моя семья»
В. – что такое семья?
Д. – Семья – это мама и папа, я. Мы все живем в одном доме. Это самые близкие люди, которые всегда рядом.
В. - Познакомьте меня, пожалуйста, с вашими семьями. Как зовут твою маму? Чем занимается твой папа? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Кем ты приходишься маме? А бабушке?
Ответы детей.
В. – Ребята, какие чувства вы испытывали, когда рассказывали о своих близких?
Д. – Радость, гордость, счастье, потому что мы всех любим в семье; когда мама и папа рядом, то всегда хорошее настроение.
|
|
|
«погружение в тему»
|
Подвожу детей к фланелеграфу, на котором спрятаны иллюстрации с изображенными семьями животных. Снимаю занавесь.
В. - Ребята, у меня тоже есть фотографии, можно ли их поместить на вашу выставку? Почему?
Д. – Можно, потому что это семьи животных.
В. – Что чувствует собака, находясь со своими маленькими щенками? Что чувствует медвежонок рядом с медведем и медведицей?
Ответы детей.
В. – И животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них. А хотелось бы узнать, как в в вашей семье заботятся друг о друге. Я предлагаю вам нарисовать членов вашей семьи и показать, кто в вашей семье за что отвечает.
Раздаю схемы «распредели обязанности». Дети свободно располагаются за столами,в кружки врисовывают маму, папу, себя и, если есть еще члены семьи, их. Затем линиями соединяют обязанности с теми членами семьи, которые за них отвечают. После заполнения схем прошу 2-3 человек рассказать о распределении обязанностей в их семьях.
В. – Как хорошо, что у вас есть семья. Вы – самые счастливые дети на земле, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали еще с давних пор. Народ сложил много пословиц о семье. Например, «Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойди». А какие пословицы о семье вы знаете?
Ответы детей.
В.- Как много вы знаете пословиц о семье. А я еще знаю интересную пальчиковую игру про семью и хочу вас научить. Встаньте, пожалуйста, полукругом около меня.
Провожу пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре,
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся моя семья.
|
|
|
Ознакомление с новым материалом
|
В. – Вы уже рассказали мне, что такое семья. А кого называют родственниками?
Ответы детей.
В. – Правильно, родственниками называют близких по родству людей. Когда вы вырастете, вы тоже создадите свои семьи, будете растить и воспитывать своих детей. То же самое происходит в мире животных. Только животные вырастают и забывают своих родителей. И родители забывают своих детенышей, когда они становятся взрослыми. Животные не помнят своего родства, а человек помнит, изучает и даже зарисовывает. Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. А кого мы называем предками?
Подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о предках.
В – Вы меня сегодня познакомили с вашими семьями, а я хочу познакомить вас с генеалогическим древом моего рода.
На фланелеграф вывешиваю генеалогическое древо своей семьи.
В. – Это генеалогическое древо моего рода. Как видите, оно похоже на дерево. Это – мои мама и папа, это – бабушки и дедушки, это – прабабушки и прадедушки. У вас на столах есть схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Вы тоже можете с их помощью составить генеалогическое древо своего рода. Перед вами образец. Можно приступить к работе.
|
|
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Дети с помощью воспитателя заполняют схемы фотографиями.
В. - Я вижу, вы справились с очень трудной задачей. А теперь определим, у кого самый большой род.
Дети рассказывают по своим схемам.
В. – Молодцы. Вы рассказали много интересного о своих родных.
|
|
|
Заключительная часть
|
В. – А что нового вы для себя сегодня открыли? Что интересного вы сможете рассказать дома?
Д. –Что семью можно нарисовать в виде дерева. Такой рисунок называется генеалогическое древо.
В. - Я предлагаю вам взять схему генеалогического древа домой, показать маме и папе, бабушке и дедушке и попросить их рассказать об интересных событиях из истории вашего рода.
|
|
|
|